«Чайный путь - путь к миру и согласию»
Общие данные
Авторы проекта
Шишмарева Гэрэлма Цыренжаповна, учитель математики и информатики
Васильева Галина Николаевна, педагог-психолог
Целевая аудитория
Цель
Задачи
2) Способствовать развитию навыков проектно-исследовательской деятельности через выполнение метапредметных заданий, разработку и защиту бизнес- идей купца XXI века - современного предпринимателя с дальнейшей разработкой бизнес проектов, направленных на развитие туристического потенциала Удунгинского тракта;
3) Способствовать воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, чувства гордости за свою Родину, приверженности к родному краю, уважительного отношения к истории и культуре своего народа, осознанию своей роли в жизни страны и позитивного отношения к базовым ценностям обществ (личность, семья, общество, государство, страна), пониманию приоритетности общенациональных интересов;
4) Формировать интерес к профессиональной деятельности в сфере исторической и обществоведческой науки, военной службы, туризма и предпринимательства.
Актуальность
Полное описание
Замысел образовательного маршрута заключается в том, что впечатления от посещения туристических объектов мотивируют учащихся к изучению исторического наследия региона и страны. Пройдя по нитке Великого Чайного пути, школьники узнают, как русские купцы и казаки стали первопроходцами в торговле чаем, в народной дипломатии, в освоении земель в Сибири и на Дальнем Востоке. Познакомятся с несколькими городами и селами, перелистают страницы летописей, посвященных историческим и культурным традициям, культуре чаепития, обрядам и быту местного купечества, казачества и простого люда. Посетят исторические объекты и увидят артефакты бытования того времени.
В различных познавательных активностях ребята узнают историю возникновения и развития торговых отношений, становления и расширения государственных границ Российской Империи, возникновения первых городов на окраинах России как торговых центров; узнают о видах и формах предпринимательской деятельности, торговле и ее формах, обмене, системе мер и весов.
«Почувствуют» тончайшую, но очень крепкую «связующую нить поколений» и истоков мужества, чести и отваги от казаков, стоявших на охране государственных границ Российского государства, сопровождавших купеческие караваны, героев Великой Отечественной войны и участников локальных войн и военных конфликтов до современных пограничников и мужественных защитников Отечества - героев СВО. «Живые, помним – они отдали жизнь за наше счастье …».
Услышат необыЧАЙые истории о полете чайного листка в купеческих караванах на расстояние более 5 тысяч километров с юга Китая до Кяхты и более 6 тысяч километров до Москвы и Санкт-Петербурга и других российских городов; о быте и культуре, песенном творчестве селенгинского казачества.
Прочувствуют послевкусие от чаев из трав, собранных и упакованных современными бурятскими предпринимателями, которые будут дегустироваться во время чайной церемонии под рассказы о том, как чай стал первым напитком на столах и в богатых купеческих домах, и в жилищах местного населения, принося купцам баснословную прибыль;
Испытают себя в квестах, оставят свой личный памятный камень на Великом Чайном пути, сделают своими руками барометр и берестяную ложку из природного материала, научаться определять время с помощью солнечных часов на смотровых площадках и по ходу движения во время пешего перехода по Удунгинскому тракту.
Образовательно-туристический маршрут частично доступен для лиц с ОВЗ. Участие в пешем походе возможно при отсутствии медицинских противопоказаний средней физической нагрузки. Для категории маломобильных участников в составе смешанных групп - в сопровождении ассистента или тьютора. Для детей с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие) – при наличии слухового аппарата/сурдопереводчика. Объекты показа на маршруте оборудованы специальными технологиями в рамках программы «Доступная среда».
Инновационность проекта
Чайный путь – путь сближения народов и развития торгово-экономической и предпринимательской деятельности, тончайшая, но очень крепкая «связующая нить поколений» и истоков мужества, чести и отваги от казаков, стоявших на охране государственных границ Российского государства, сопровождавших купеческие караваны, героев Великой Отечественной войны и участников локальных войн и военных конфликтов до современных пограничников и мужественных защитников Отечества - героев СВО. «Живые, помним – они отдали жизнь за наше счастье …».
Галерея
Соответствие базовым ценностям
Государственная политика Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее - государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей) представляет собой совокупность скоординированных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и иными органами публичной власти при участии институтов гражданского общества для противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации в части, касающейся защиты традиционных ценностей.
Опыт реализации
В декабре 2024 года, в рамках тура «Чайный путь – путь к миру и согласию!», учащиеся 4-11 классов совершили экскурсию по историческому центру Улан-Удэ, узнали много нового об архитектурных памятниках города, основанного казаками, вспомнили памятные страницы освоения Сибири и охраны границ Российской империи. Посетили места воинской славы и чести полководцев и героев Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы городов и сел республики и страны. Ребята шагнули из века минувшего в век нынешний и встретились на Уроке мужества с представителями Забайкальского казачества, участниками Боевого братства Бурятии, с героями СВО на Украине, для которых понятия патриотизма и любви к Родине проявляется в готовности защищать Отечество.
Участие в программе повлияло на мировоззрение школьников, они осознанно будут готовить себя к служению родному краю и ответственности за его будущее, противостоять любым попыткам исказить историю России, беречь память о защитниках Родины. В ходе путешествия, начиная с вводного занятия, участники проекта выполняли проектные и исследовательские задания, прошли профпробы и в совместных обсуждениях в форме рефлексии подвели выводы о новых знаниях и своих впечатлениях на маршруте.
В рамках реализации проекта были охвачены 130 учащиеся 4 -11 классов МБОУ Селендумской СОШ. Были организованы 4 группы: 1 группа - 4а, 4б; 2 группа - 5а, 6а; 3 группа - 7а, 8а; 4 группа - 9а, 10а, 11а классы. Совершили с 21 декабря по 27 декабря 4 образовательных путешествия.
В программу маршрута вошли: экскурсия по музею истории Бурятии им.М.Н. Хангалова - купеческий Верхнеудинск и Великий чайный путь (музейная, тематическая, историческая, образовательно-познавательная экскурсия), пешеходная квест-экскурсия по старому по историческому центру города«Архитектурные жемчужины купеческого Верхнеудинска», обзорная экскурсия к местам воинской славы, экскурсия по Этнографическому музею народов Забайкалья, Урок мужества https://sh-selendumskaya-r81.gosweb.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/meropriyatiya/uroki-muzhestva.html.
Результаты
Участие в программе повлияло на мировоззрение школьников, они осознанно будут готовить себя к служению родному краю и ответственности за его будущее, противостоять любым попыткам исказить историю России, беречь память о защитниках Родины.
Школьники не только решали метапредметные и проектно-исследовательские задачи, осуществляли поиск и анализ необходимой информации, используя цифровые ресурсы, будут создавать и защищать свои творческие иисследовательские проекты.В области постановки личных и образовательных целей участие в Программе путешествия станет стартом для разработки и реализации индивидуальных проектов учащихся 9-11 классов школы.
В ходе путешествия, начиная с вводного занятия, участники проекта выполняли проектные и исследовательские задания, прошли профпробы и в совместных обсуждениях в форме рефлексии подвели выводы о новых знаниях и своих впечатлениях на маршруте.
Рекомендации по внедрению
Нужно выходить за рамки традиционных классно-урочных методов в воспитании подрастающего поколения с целью развития позитивно-ценностного восприятие родной республики через разнообразные социальные практики.
Дополнительная информация
Программы путешествия не фиксировано на какой-либо определенной узко-предметной тематике, но строится по принципу «от общего – к частному». Во время путешествия учащиеся смогут определить и выразить свои познавательные интересы, проявить активность и самостоятельность в познании нового, интерес к научным знаниям.
Полезные ресурсы:
Освещение реализации проекта (копии статей, ссылки на публикации в СМИ, сайты, соцсети организации)
https://welovebaikal.com/tpost/nt0pz953o1-obrazovatelnie-turi-dlya-shkolnikov
https://sh-selendumskaya-r81.gosweb.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/meropriyatiya/uroki-muzhestva.html
https://vk.com/wall-217095125_685
https://vk.com/wall-217095125_686
Автор проекта
Очирова Дарима Базаровна, директор МБОУ Селендумская СОШ, 89503804244







